Региональная заочная олимпиада - конкурс медиатворчества

«Моя компьютерная планета»

среди учащихся, студентов и педагогических работников

профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования Костромской области

 

«Этот день мы приближали как могли…»

(Вклад чухломичей в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.)

март, 2014 год

Чтобы помнить...

Памятка по записи воспоминаний ветеранов

Великой Отечественной войны

 

Все вы знаете, что 9 мая 2015 года наша страна будет отмечать 70-ю годовщину Великой Победы над фашизмом.

Предлагаем вам алгоритм записи воспоминания ветеранов и очевидцев событий великой борьбы за свободу нашей Родины.

Представлять записанные вами воспоминания следует в виде рассказа, написанного аккуратным почерком или набранного на компьютере. Редактируя текст, старайтесь сохранить содержание и стиль рассказчика. Не хотелось бы потерять ни одной подробности из рассказанного.

При оформлении записи не забудьте указать полные данные о вашем собеседнике: фамилия, имя и отчество, год рождения, воинское звание (или иное), адрес и телефон, кем он вам приходится.

Было бы хорошо, если бы вы смогла получить фотографию ветерана тех лет и сегодняшнюю (можно взять копии), приложить к своей работе копии документов, газет и прочее, которые вам показывали.

 

Почему эта работа так важна

 

- Чтобы отдать должное ветеранам-фронтовикам, труженикам тыла, всем, кто пережил тяжелейшее время той страшной войны;

- Чтобы сохранить память о Великой Отечественной войне;

- Чтобы самим лучше знать историю своего народа, своей страны из первоисточника, а не в переработанном виде;

- Чтобы донести и передать правдивые факты о героических подвигах наших сограждан, всех борцов против фашизма последующим поколениям.

 

С кого начать запись воспоминаний

 

В первую очередь надо взять интервью у своих родственников (дедушек и бабушек), а также у знакомых. С ними вам будет проще договориться о записи их воспоминаний. Поговорите также с ветеранами, с которыми вы поддерживаете связи и хорошие отношения. Покопайтесь в школьных музеях, посетите места боев и организуйте запись воспоминаний прямо там.

 

Свидетели событий Великой Отечественной войны

 

- Ветераны Великой Отечественной войны, сражавшиеся на фронте и в тылу врага;

- Труженики тыла, ковавшие победу на заводах и фабриках, в шахтах и на полях, обеспечившие армию и флот всем необходимым для разгрома врага;

- Очевидцы, пережившие это тяжелое время на оккупированной территории, в эвакуации. Это все те, кто выстоял и выжил, дав жизнь последующим поколениям. Среди них сегодня немало детей войны.

 

Какая информация нужна

 

- Любые свидетельства очевидцев эпохи Великой Отечественной;

- Любые документальные материалы этого периода или последующих, но связанные с историей Великой Отечественной (фотографии, газеты, документы, книги, вещи, реликвии, награды и другое);

- Любые данные о людях, которые могут помочь в работе по сбору воспоминаний.

 

Как подготовиться к записи воспоминаний

 

Организационная подготовка:

- Узнайте у родителей, кто из ваших родственников, соседей, знакомых может рассказать о войне. Посоветуйтесь с родителями, как построить беседу, что учесть;

- Договориться о встрече надо в удобное для него и для вас время, чтобы ничего не мешало, не сбивало и не торопило;

- В конце встречи или после нее, проанализировав то, что получилось, о следующей, если в этом будет необходимость. Но не злоупотребляйте, помня, что вы имеете дело с пожилыми людьми.

Содержательная подготовка:

- Освежите и пополните свои знания о Великой Отечественной войне из книг, учебников. Прочитав те разделы, в которых говорится на эту тему. Если это возможно, не поленитесь посмотреть на видео те фильмы о войне, которые у вас есть или которые вы можете достать, сходите в музей. Это необходимо для того, чтобы понимать то, что вам будут рассказывать (термины, события, имена);

- Составьте вопросы для беседы.

Техническая оснащенность:

- блокнот, ручка, карта (атлас) нашей страны и Европы (мира), диктофон, фотоаппарат или видеокамера.

 

Вопросы для беседы, интервью могут быть:

 

К участнику боевых действий (партизанского движения и т.д.):

- О роде войск, частях, в которых служил;

- О его боевом пути и о части, как попал в партизаны;

- О том, что пришлось делать ветерану самому;

- Были ли ранения, если да, то где и как лечился;

- О том, где встретил 22 июня 1941 года, какие чувства испытывал, где встретил 9 мая 1945 года, как праздновал День Победы. О других памятных датах.

- Спросите о наиболее запомнившихся эпизодах войны. Были ли курьезные случаи?

- Узнайте о наградах, за что они получены, как и кем вручены;

- Расспросите о военном быте, как жилось на войне, что делали в минуты затишья, что пели, читали, о чем спорили;

- Расспросите о боевых товарищах ветерана, их подвигах, которые ему запомнились, о послевоенных встречах однополчан;

- Попросите показать то, что сохранилось с войны: газеты, документы, реликвии, вещи. Сфотографируйте это, обязательно записав, что это, кем и когда выпущено.

К участнику трудового фронта, труженику тыла:

- Как и когда впервые узнали о начале войны, что ощутили;

- Где пришлось трудиться во время войны, что делал, кем работал, чем занимался;

- попросите вспомнить запомнившиеся эпизоды трудовых будней и праздников, о том, как жилось тогда советским людям;

- Попросите вашего собеседника рассказать о своих товарищах;

- Попросите показать награды, реликвии, вещи военного времени – сфотографируйте. Попросите подробно рассказать, что это такое.

К тем, кто пережил фашистскую оккупацию или, может быть, был в плену:

- Осторожно узнайте, как он оказался в этой ситуации;

- Где в это время были родные;

- Расспросите о фашистском режиме, требованиях гитлеровцев, их отношении к нашим людям, их поступках;

- Узнайте, чем приходилось заниматься, как бороться за жизнь и за Победу;

- Обязательно постарайтесь узнать о товарищах, которые делили с ним эту тяжелую участь;

- Кто и как освобождал их территорию, его самого. Когда он узнал о Победе, как встретился с родными.

К детям войны:

- О том, как узнали о начале войны, как узнавали об успехах и поражениях нашей армии, о своих близких, сражавшихся на фронте или работающих в тылу, о Победе;

- О детском восприятии тех далеких  дней;

- О том, как учились, трудились;

- Особенно важно узнать, как действовали пионеры военного времени, были ли ваши собеседники пионерами. Что делали для фронта;

- Узнайте, как жилось детям войны, чему радовались, что любили из фильмов, книг, песен,  в какие игры играли;

- Попросите показать, ели сохранилось что-то из вещей военного времени;

- Узнайте об их родственниках, судьбах родных.

 

Несколько советов

 

Помните, ветераны – пожилые и очень ранимые люди, со слабой нервной системой и плохим здоровьем. Многие из них и сегодня остро и болезненно переживают перипетии тех далеких уже, но страшных дней. Общаться с ними нелегко, поэтому в беседе следует держаться почтительно, вежливо, терпеливо и со всей возможной внимательностью.

 

НАЗАДГЛАВНАЯДАЛЕЕ